Читательская грамотность –
способность человека понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
(Из
материалов исследования ПИЗА)
Навыки грамотного чтения совершенно необходимы для
успешной адаптации в современном обществе. Чтение на
иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма
общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для
большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка
имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном
языке – практически все. Между тем, существуют сотни самых разных видов текстов, с которыми
человек может столкнуться: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция
по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом
журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании и т.д.
Таким образом, одной из основных задач при обучении иностранному языку становится
обучение учащихся навыкам работы с любыми текстами.
Cовременные УМК по английскому
языку позволяют решать следующие задачи
по развитию читательской грамотности:
- понимать
коммуникативную цель чтения текста;
- фиксировать
информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа
(устного или письменного); - определять основную мысль текста;
- дифференцировать
главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; - выделять
информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую
выдвинутый тезис;
- комментировать и оценивать информацию
текста.
На
уроках английского языка учащиеся приобретают навыки вдумчивого чтения, учатся
понимать широкий контекст и подтекст, интерпретировать его с разных точек
зрения, оценивать стиль и жанр текста. Учащиеся учатся работать со сплошными и
не сплошными текстом, с таблицами, схемами, объявлениями, отрывками из писем и
т.п.
В
ходе обучения чтению важно научить учеников стратегии работы с инструкцией. Учащиеся должны овладеть навыками
нахождения ключевых слов в заданиях, уметь отвечать на вопросы: «Что мы будем
делать?», «Как мы это будем делать?» и т.д. Благодаря этому, учащиеся
становятся внимательнее при прочтении заданий, а, следовательно, успешнее с
ними справляются.
При
работе с текстом мы опираемся на классификацию
типов чтения: чтение с пониманием
основного содержания текста (ознакомительное
чтение); чтение с выборочным
пониманием необходимой информацией из текста (поисковое / просмотровое); чтение с полным и точным пониманием
содержания текста (изучающее). В
зависимости от типа чтения, подразумеваемого при работе с тем или иным текстом,
подбираются определённые типы заданий к нему. Так, при работе с текстом в
рамках ознакомительного чтения можно
использовать такие упражнения, как: вопросно-ответные, исправление ошибок,
соотнесение/сопоставление, выбор правильного ответа из предложенных вариантов,
верные/неверные утверждения; в рамках поискового чтения: заполнение
пробелов/пропусков, нахождение сходств и различий, заполнение таблицы,
викторина; в рамках изучающего чтения: перевод, «мозаика», восстановление последовательности.
Основные виды упражнений перекликаются во всех типах чтения (вопросно-ответные,
заполнение пропусков, исправление ошибок, верные / неверные утверждения и
т.д.).
Перед
педагогом предстаёт большой выбор
различных методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых
следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а
также этапами работы с ним. Стоит отметить, что экзамен по английскому языку
предполагает умение учащихся не только понимать суть работы с основными типами
чтения, но и умение читать предложенный текст вслух. Поэтому уже в начальной
школе педагогами закладываются основы техники чтения, работы с текстом,
понимания и анализа прочитанного, и в дальнейшем это совершенствуется в средней
и старшей школе.
Таким
образом, проанализировав всё выше сказанное, сделаем вывод о том, что
формирование читательской грамотности учащихся в рамках учебного предмета
английский язык в частности, является одной из приоритетных и неотъемлемых
составляющих учебного процесса.
учитель английского языка
Бальцевич Ольга Владимировна
0 коммент.:
Отправить комментарий