Ads 468x60px

четверг, 2 апреля 2020 г.

Доклад для школьного МО "Развитие читательской грамотности в системе основного и дополнительного образования" по иностранному языку


Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. (Из материалов исследования ПИЗА)
Навыки грамотного чтения совершенно необходимы для успешной адаптации в современном обществе. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Между тем, существуют сотни самых разных видов текстов, с которыми человек может столкнуться: пресс-релиз, авторская колонка в газете, инструкция по использованию прибора, научная статья в популярном или академическом журнале, коммерческое предложение, отчет о маркетинговом исследовании и т.д. Таким образом, одной из основных задач при обучении иностранному языку становится обучение учащихся навыкам работы с любыми текстами.
Cовременные УМК по английскому языку позволяют решать следующие задачи по развитию читательской грамотности:
- понимать коммуникативную цель чтения текста;
- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного); - определять основную мысль текста;
- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; - выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис;
 - комментировать и оценивать информацию текста.
На уроках английского языка учащиеся приобретают навыки вдумчивого чтения, учатся понимать широкий контекст и подтекст, интерпретировать его с разных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста. Учащиеся учатся работать со сплошными и не сплошными текстом, с таблицами, схемами, объявлениями, отрывками из писем и т.п.
В ходе обучения чтению важно научить учеников стратегии работы с инструкцией. Учащиеся должны овладеть навыками нахождения ключевых слов в заданиях, уметь отвечать на вопросы: «Что мы будем делать?», «Как мы это будем делать?» и т.д. Благодаря этому, учащиеся становятся внимательнее при прочтении заданий, а, следовательно, успешнее с ними справляются.
При работе с текстом мы опираемся на классификацию типов чтения:  чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение);  чтение с выборочным пониманием необходимой информацией из текста (поисковое / просмотровое);  чтение с полным и точным пониманием содержания текста (изучающее). В зависимости от типа чтения, подразумеваемого при работе с тем или иным текстом, подбираются определённые типы заданий к нему. Так, при работе с текстом в рамках     ознакомительного чтения можно использовать такие упражнения, как: вопросно-ответные, исправление ошибок, соотнесение/сопоставление, выбор правильного ответа из предложенных вариантов, верные/неверные утверждения; в рамках поискового чтения: заполнение пробелов/пропусков, нахождение сходств и различий, заполнение таблицы, викторина; в рамках изучающего чтения: перевод, «мозаика», восстановление последовательности. Основные виды упражнений перекликаются во всех типах чтения (вопросно-ответные, заполнение пропусков, исправление ошибок, верные / неверные утверждения и т.д.).
Перед педагогом предстаёт большой выбор различных методов и приёмов работы по обучению чтению, при выборе которых следует руководствоваться целью занятия, типом выбранного для чтения текста, а также этапами работы с ним. Стоит отметить, что экзамен по английскому языку предполагает умение учащихся не только понимать суть работы с основными типами чтения, но и умение читать предложенный текст вслух. Поэтому уже в начальной школе педагогами закладываются основы техники чтения, работы с текстом, понимания и анализа прочитанного, и в дальнейшем это совершенствуется в средней и старшей школе.
Таким образом, проанализировав всё выше сказанное, сделаем вывод о том, что формирование читательской грамотности учащихся в рамках учебного предмета английский язык в частности, является одной из приоритетных и неотъемлемых составляющих учебного процесса.

                                                                              учитель английского языка
                                                                              Бальцевич Ольга Владимировна


0 коммент.:

Отправить комментарий

 
 
Blogger Templates