Ads 468x60px

пятница, 23 сентября 2022 г.

Использование техник визуализации на уроках иностранного языка на I ступени общего среднего образования для повышения степени усвоения учебного содержания (из опыта работы) (выступление на районном дистанционном МО учителей английского языка)

 

Вопрос наглядности и визуализации, их использования в процессе обучения иностранному языку в современных реалиях становится очень актуальным, поскольку для обучающихся XXI века, постоянно имеющих дело с визуальным интерфейсом мультимедиа и интернет-технологиями, возросла роль визуальных элементов при получении и освоении информации. При этом под «визуализацией» (от лат. visualis — зрительный) понимается представление информации в наглядном виде.

Для обучающихся начальных классов в силу своих возрастных особенностей актуально и естественно обучение посредством наглядности и визуализации, так как вне учебной аудитории они постоянно воспринимают и познают мир через образы, цвета, звуки. Исследования и практика показывают, что наиболее интересны для обучающихся данной возрастной группы именно зрительные образы. Особенность воображения детей этого возраста – их опора на восприятие. Поэтому использование приемов и элементов наглядности и визуализации при обучении иностранному языку в начальной школе играет такую важную роль.


Визуализировать учебный материал на уроках английского языка необходимо, т.к. новая информация лучше усваивается, если есть опора на зрительный образ. "Лучше один раз увидеть (и понять), чем сто раз услышать", тогда и материал лучше усваивается. Визуализация учебного материала на уроках английского языка необходима, так как она развивает зрительную память, пространственное воображение, делает обучение более осмысленным. Это - зрительная опора, помогающая мыслить, снимающая трудности воспроизведения материала.

Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе и т.д.

На уроках английского языка в начальной школе я применяю широкий спектр традиционных приемов визуализации: видеоролики, фрагменты мультфильмов, схемы, таблицы, планы, географические карты, портреты известных личностей и т. д. Но хочется более подробно рассказать о современных и наиболее эффективных, с моей точки зрения, приемах визуализации учебного материала.

Одним из наиболее важных и эффективных приемов визуализации для меня являются так называемые флеш-карточки. Это карточки, на которых изображено понятие, которое передает слово или словосочетание. Под картинкой или с обратной стороны карточки написано большим шрифтом само слова. Такие карточки я использую не только для ввода и отработки нового лексического материала, но и для повторения его на всех последующих уроках в рамках изучаемой темы. Кроме печатных флеш-карточек можно и целесообразно использовать интерактивные флеш-карточки, которые можно создать на различных сервисах Веб 2.0 (Easy Notecards, Wordsteps, FlipQuiz, Flashcard Stash, BrainFlips, Cram.com). Но больше всего мне нравится для этих целей Quizlet, где на основе созданных флеш-карточек в сервисе автоматически создаются тесты и игры, а сами слова автоматически озвучиваются.  Обычно после урока я делюсь с детьми ссылкой на слова к уроку в Quizlet в чате класса в Viber. Дети дома переходят по ссылке, слушают и учат новые слова, листая интерактивные флеш-карточки, затем могут использовать режим «Заучивание», проверить себя с помощью теста или поиграть в игры с этими словами.

Еще одним из компьютерных аналогов печатных флеш-карточек являются презентации Power Point. В них можно вставить не только изображения, но и аудио, видео и даже задания. Использование компьютерных презентаций позволяет увеличить коэффициент эффективности урока, но создание презентации требует и кропотливой и довольно длительной работы.

Еще одним приемом визуализации являются ментальные карты «Mind Maps». Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ, сервисов Веб 2.0 (Mindomo, Mind42, MindMaster, SpiderScribe, Bubble.us ) или просто на листе бумаги. В своей работе я наиболее часто использую MindMaps при работе с лексикой на заключительных уроках в теме. Это очень удобный и эффективный приём для повторения, актуализации и систематизации лексики по теме для подготовки учащихся к монологическому высказыванию по теме.

Одним из моих любимых приемов визуализации является «Облако слов». Существует несколько сервисов по созданию из введенного текста или отдельных слов облака слов. Самые известные – это Tagxedo, ImageChef, Wordle и Tagul. На сайте выбранного сервиса в специальное поле необходимо ввести текст, и программа сгенерирует облако, отображая наиболее часто используемые слова крупным шрифтом.  При этом можно выбрать форму облака, подходящую для изучаемой темы. Распечатав полученное облако слов на листах бумаги, можно использовать его на различных этапах урока с различной формулировкой задания: найти слова по определенной теме, группировать слова по определенному признаку, определить по словам, о чем текст, выделить наиболее частотные слова в тексте и т.п.

Для работы с грамматическим материалом я использую мнемосхемы в виде геометрических фигур разного цвета, вырезанных из цветного картона или цветной бумаги, с надписями с помощью толстого черного маркера (как правило это условные обозначения частей речи, формы вспомогательных глаголов, окончания, суффиксы, частицы и т.п.). Учащиеся опираются на них при построении речевого высказывания, формулировании вопроса, предъявлении нового или закреплении известного грамматического правила. При постоянном обращении к ним у учащихся формируется устойчивый навык их использования.

Самым эффективным способом визуализации, по моему мнению, является проектная деятельность. Проектная деятельность делает учебный процесс личностно значимым для школьников, помогает им раскрыть свой творческий потенциал, реализовать свои коммуникативные потребности, проявить фантазию, самостоятельность и креативность. Это могут быть индивидуальные и групповые. Обычно  дети готовят их в конце изучения определенной темы.

Проанализировав эффективность и место приемов визуализации на уроках английского языка, я могу сделать вывод о том, что они играет особую роль в обучении иностранным языкам. Наглядность моделирует мир иноязычной среды в процессе учебной коммуникации, создает ситуации, схожие с ситуациями реальной действительности, в которых ученики начинают реагировать и говорить на языке. Применение наглядности привлекает внимание ребенка на уроке, мотивирует его на выход в речь, делает урок ярче и интереснее.

учитель английского языка 

ГУО «Вороновская средняя школа»

Бальцевич Ольга Владимировна

 

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
 
Blogger Templates