Ads 468x60px

пятница, 23 сентября 2022 г.

Основные пути совершенствования допрофильного и профильного обучения как средства подготовки к международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA (выступление на школьном методическом совете)

 

PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в области читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Цель исследования - сравнение мировых систем образования посредством оценки способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Цикл исследования – 1 раз в 3 года. Исследование направлено на проверку математической, естественнонаучной и читательской грамотности 15-летних школьников со всего мира. Среди предложенных примеров есть задания по естествознанию, а также задание, проверяющее навык совместного решения проблем. Многие задания PISA непривычны для белорусских школьников, поскольку в рамках исследования проверяется не умение заучивать, а умение применять знания в нестандартных ситуациях, решать задачи различных сфер человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Таким образом, при подготовке к международному тестированию PISA в рамках всех предметов школьного цикла необходимо особое внимание уделять развитию у учащихся нелогического, критического и творческого мышления.


Наша творческая группа, в составе учителей английского языка (Бальцевич О.В., Ганевич Т.Т., Васюковой Л.А.), учителей математики (Войшнис О.Т., Данилецкой А.Д.), и учителя истории (Банцевич А.М.), работала над вопросом определения основных путей совершенствования допрофильного и профильного обучения как средства подготовки к международной программе по оценке образовательных достижений, учащихся PISA. На заседаниях творческой группы учителя-предметники поделились своим опытом работы в данном направлении.

Так, учителя математики Войшнис О.Т. и Данилецкой А.Д. для развития математических способностей и развития мышления у детей применяют на уроках логические задачи, задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы, кроссворды, софизмы.  На своих уроках учителя математики учат детей наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы, применять различные приемы мыслительной деятельности к изучаемому материалу, к решению задачи, к любой жизненной ситуации. При этом особое внимание они уделяют отображению связи изучаемых понятий с жизнью. Например, при изучении темы «Пропорции» в 6 классе учителя обращают внимание учащихся на то, что пропорция есть и в стебельках растений, и в живописи, и в архитектуре, дают в обзорном порядке понятие «золотое сечение» и при этом используют соответствующие плакаты и рисунки. На своих уроках учителя математики развивают у учащихся пространственное воображение, то есть умение представлять в уме какие-то предметы, фигуры и при этом видеть их не только неподвижными, но и в изменении, то есть представить, что произойдет, если их как-то переместить или повернуть. Помимо этого, учителя на своих уроках развивают у учащихся способность догадываться, угадывать заранее результат, способность разумно искать правильный путь в самых запутанных условиях. Они учат детей, прочтя задачу и не производя никаких действий, видеть, что тот или иной способ непригоден для ее решения, а другой какой-то способ может быть использован. А это учит детей принимать эффективные решения и разумно действовать и в жизненных ситуациях.

Учитель истории Банцевич А.М. использует на своих уроках кейс-метод. Суть его в том, что ученику предлагают осмыслить жизненную практическую проблему и актуализировать определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Кейс имеет следующую структуру: случай (реальный или вымышленный, проблемный и допускающий  альтернативные варианты решения), отбор информации из кейса, (самостоятельный поиск информации),  высказывание позиции по сути ситуации  (формируется альтернативное мышление), коллективное обсуждение вариантов  решения (сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы). ПОПС-формула — интерактивный методический прием, инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро.  Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста: П – позиция (необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение), О – обоснование (необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение), П – примеры (необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех), С – следствие (окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию).

Учителя английского языка  Васюкова Л.А. и  Ганевич Т.Т. активно используют на своих уроках прием кластер. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Еще одним из способов расширения рамок образовательного процесса является использование интерактивного учебного пособия. Учитель английского языка Бальцевич О.В. участвовала в работе инициативной группой в создании интерактивных учебников английского языка, которые представляют из себя копии бумажного учебника в электронном виде с гиперссылками на внешние объекты, с интерактивными ссылками на аудиозаписи, тренировочные упражнения, тестовые задания, дополнительный материал по теме. При наличии в классе интерактивной доски можно организовать фронтальную работу с учебным материалом, а также индивидуальную работу с учащимися у доски. Так как каждое упражнение может быть открыто многократно, 2-3 учащихся могут выполнить задание у доски, таким образом, в урок вводится соревновательный элемент. При наличии ПК ученики со своего рабочего места, не выходя к доске, могут работать с интерактивным учебным пособием, выполнять упражнения, прослушивать аудиозаписи к текстам, выполнять тестовые задания. Привлекает и учителя и учащихся возможность оперативного контроля и коррекции: выполненное упражнение может быть сразу же проверено, ошибочные варианты выделяются цветом, фокусируя внимание на ошибках. Организация учебного процесса с помощью электронных пособий позволяет разнообразить способы представления учебного материала, усилить визуальное восприятие и усвоение нового материала, поддерживать мотивацию и познавательную активность учащихся на уроке.

Таким образом, в ходе своей работы наша творческая группа пришла к выводу, что на этапах допрофильного и профильного обучения необходимо применять такие формы, методы и приемы, которые наряду с формированием предметных знаний и умений обеспечивают развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных жизненных ситуациях, на проверку чего и направлено международное тестирование PISA. В дальнейшем эти умения будут способствовать активному участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на протяжении всей жизни.

0 коммент.:

Отправить комментарий

 
 
Blogger Templates