PISA (Programme for International Student Assessment) -
международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в области
читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Цель
исследования - сравнение мировых систем образования посредством оценки
способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и
умения в жизненных ситуациях. Цикл исследования – 1 раз в 3 года. Исследование
направлено на проверку математической, естественнонаучной и читательской
грамотности 15-летних школьников со всего мира. Среди предложенных примеров
есть задания по естествознанию, а также задание, проверяющее навык совместного
решения проблем. Многие задания PISA непривычны для белорусских школьников,
поскольку в рамках исследования проверяется не умение заучивать, а умение
применять знания в нестандартных ситуациях, решать задачи различных сфер человеческой
деятельности, общения и социальных отношений. Таким
образом, при подготовке к международному тестированию PISA в рамках всех
предметов школьного цикла необходимо особое внимание уделять развитию у
учащихся нелогического, критического и творческого мышления.
Наша творческая группа, в составе учителей английского
языка (Бальцевич О.В., Ганевич Т.Т., Васюковой Л.А.), учителей математики (Войшнис
О.Т., Данилецкой А.Д.), и учителя истории (Банцевич А.М.), работала над
вопросом определения основных путей совершенствования допрофильного и
профильного обучения как средства подготовки к международной программе по
оценке образовательных достижений, учащихся PISA. На заседаниях творческой
группы учителя-предметники поделились своим опытом работы в данном направлении.
Так, учителя математики Войшнис О.Т. и Данилецкой А.Д.
для развития математических способностей и развития мышления у детей применяют
на уроках логические задачи, задачи на сообразительность, задачи-шутки,
математические ребусы, кроссворды, софизмы.
На своих уроках учителя математики учат детей наблюдать, пользоваться
аналогией, индукцией, сравнениями и делать соответствующие выводы, применять
различные приемы мыслительной деятельности к изучаемому материалу, к решению
задачи, к любой жизненной ситуации. При этом особое внимание они уделяют
отображению связи изучаемых понятий с жизнью. Например, при изучении темы
«Пропорции» в 6 классе учителя обращают внимание учащихся на то, что пропорция
есть и в стебельках растений, и в живописи, и в архитектуре, дают в обзорном
порядке понятие «золотое сечение» и при этом используют соответствующие плакаты
и рисунки. На своих уроках учителя математики развивают у учащихся
пространственное воображение, то есть умение представлять в уме какие-то
предметы, фигуры и при этом видеть их не только неподвижными, но и в изменении,
то есть представить, что произойдет, если их как-то переместить или повернуть.
Помимо этого, учителя на своих уроках развивают у учащихся способность
догадываться, угадывать заранее результат, способность разумно искать
правильный путь в самых запутанных условиях. Они учат детей, прочтя задачу и не
производя никаких действий, видеть, что тот или иной способ непригоден для ее
решения, а другой какой-то способ может быть использован. А это учит детей
принимать эффективные решения и разумно действовать и в жизненных ситуациях.
Учитель истории Банцевич А.М. использует на своих уроках кейс-метод.
Суть его в том, что ученику предлагают осмыслить жизненную практическую
проблему и актуализировать определенный комплекс знаний, который необходимо
усвоить при разрешении данной проблемы. Кейс имеет следующую структуру: случай (реальный или
вымышленный, проблемный и допускающий альтернативные варианты решения), отбор информации из кейса, (самостоятельный поиск информации), высказывание позиции по сути ситуации (формируется
альтернативное мышление), коллективное
обсуждение вариантов решения (сравниваются результаты, обсуждаются
инновационные идеи и подходы).
ПОПС-формула — интерактивный методический прием, инструмент
индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным
дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой
форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень
быстро. Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента,
которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и
являются необходимыми элементами для построения текста: П – позиция (необходимо по заданной проблеме высказать свое
собственное мнение), О – обоснование (необходимо
привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение), П – примеры (необходимо привести
факты, причем их должно быть не менее трех), С – следствие (окончательные выводы, подтверждающие высказанную
позицию).
Учителя английского языка Васюкова Л.А. и Ганевич Т.Т. активно используют на своих
уроках прием кластер. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со
спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам
обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием
прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие
идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг
«спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые
единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. В зависимости от способа организации урока, кластер может
быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при
выполнении индивидуального задания. Форма работы при использовании данного метода может быть
абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в
зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Прием кластера
развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный
материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать
свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных
знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций,
способности к творческой переработке информации.
Еще одним из способов расширения рамок образовательного
процесса является использование интерактивного учебного пособия. Учитель
английского языка Бальцевич О.В. участвовала в работе инициативной группой в
создании интерактивных учебников английского языка, которые представляют из
себя копии бумажного учебника в электронном виде с гиперссылками на внешние
объекты, с интерактивными ссылками на аудиозаписи, тренировочные упражнения,
тестовые задания, дополнительный материал по теме. При наличии в классе
интерактивной доски можно организовать фронтальную работу с учебным материалом,
а также индивидуальную работу с учащимися у доски. Так как каждое упражнение
может быть открыто многократно, 2-3 учащихся могут выполнить задание у доски,
таким образом, в урок вводится соревновательный элемент. При наличии ПК ученики
со своего рабочего места, не выходя к доске, могут работать с интерактивным
учебным пособием, выполнять упражнения, прослушивать аудиозаписи к текстам,
выполнять тестовые задания. Привлекает и учителя и учащихся возможность
оперативного контроля и коррекции: выполненное упражнение может быть сразу же проверено,
ошибочные варианты
выделяются цветом, фокусируя внимание на ошибках. Организация
учебного процесса с помощью электронных пособий позволяет разнообразить способы представления учебного
материала, усилить визуальное восприятие и усвоение нового материала, поддерживать
мотивацию и познавательную
активность учащихся на уроке.
Таким образом, в ходе своей работы наша творческая
группа пришла к выводу, что на этапах допрофильного и профильного обучения
необходимо применять такие формы, методы и приемы, которые наряду с
формированием предметных знаний и умений обеспечивают развитие у учащихся
умений использовать свои знания в разнообразных жизненных ситуациях, на
проверку чего и направлено международное тестирование PISA. В дальнейшем эти умения будут способствовать активному
участию выпускника школы в жизни общества, помогут ему приобретать знания на
протяжении всей жизни.
0 коммент.:
Отправить комментарий